Суббота, 08.02.2025, 02:54
Приветствую Вас Пришелец

Каталог

Главная » Статьи » Статьи » Древняя Персия

Расово-познавательная история цивилизаций: Арийская Персия

Когда арии переселялись в Индию, один из их путей лежал через Иранское нагорье, обширную  область, простирающуюся от двуречья Тигра и Евфрата до Индии. Эти земли отличались благодатным климатом и благоприятными географическими условиями. Невысокие горы, не препятствующие путешествиям и торговле и лежащие между ними обширные долины, богатые водой и растительностью, создавали все условия для комфортной жизни. Поэтому часть ариев осталась в этой земле и положила начало народу персов, которые долгое время продолжали называть себя ариями.

Но еще до прихода ариев, в глубокой древности, территория Ирана была населена европеоидами. Около 36 тыс. лет назад в Иране формируется первая культура кроманьонцев - Барадостская культура, некоторые археологи полагают, что она была связана с Ориньякской культурой[1], то есть была частью единой европейской культуры распространившейся от Западной Европы до Ирана. В 17 тысячелетии до н.э. ее сменяет Зарзийская культура[2] просуществовавшая до 7 тысячелетия до н.э. Судя по сходству этой культуры с ближневосточными Кебарской и Натуфийской культурами можно предположить что эта культура была предшественником Эламского периода в истории Ирана, с которого собственно и начинается историческая эпоха этой территории.

Эламская цивилизация существовала в Иране с 3300 лет до н.э. По данным Библии Элам и его потомки были семитами[3] археологиечксие данные подтверждают семитское происхождение эламитов, которые вероятно пришли в Иран из Передней Азии, однако эламский язык до сих пор не может быть уверенно отнесен ни к одной языковой семье. В настоящее время большинство лингвистов являются либо сторонниками связи эламского языка с дравидскими языками, либо его связи с афразийскими языками. Но убедительных доказательств нет ни у тех, ни у других. Впрочем, можно предположить, что эламский язык сложился именно в качестве языка связанного одновременно и с афразийскими через семитское происхождение эламитов и с дравидскими так как эламская цивилизация была географически и хронологически близка Хараппской цивилизации Индии, созданной дравидскими народами.

Эламское государство располагалось на юго-западе Ирана вдоль побережья Персидского залива. Он просуществовало до середины I тысячелетия до н.э. когда было завоевано персами. Эламская культура была близка шумерской и другим культурам древней Месопотамии. Это проявлялось и в письменности, которая возникла под явным влиянием письменности шумеров и в религии, которая весьма похожа на Месспопотамские семитские политеистические верования. Храмы эламцев также как и в Мессопотами имели вид ступенчатых пирамид - зиккуратов, на вершинах которых стояли жертвенники и совершались богослужения. Впрочем, эламиты менее интересны нам, так как мы рассматриваем историю преимущественно европеоидных цивилизаций, поэтому обратимся к восточным соседям эламитов, гораздо менее известной и открытой совсем недавно Джирофтской цивизации.

Джирофтская цивилизация была открыта в начале 2000х годов и была выделена на основании памятников найденных близ поселения Джирофт. По предположению историков Джирофтская культура существовала в 3-1 тысячелетиях до н.э., археологи, найдя памятники Джирофтской цивилизации пришли к выводу, что можно идентифицировать Джирофт как легендарный город-государство Мархаши известный благодаря источникам из Месопотамии, однако его точное местоположение ученые до сих определить не могли. Из надписи, рассказывающей о Лугальаннемунду - одном из шумерских царей города Адаб, известно, что Мархаши располагался к югу от Гутиума - древнего государства верхней Месопотамии. Также в этой записи указано, что царь Лугальаннемунду воевал с царем Мархаши Мигил-Энлилом.


Ассиролог из Гарвардского университета П. Стайнкеллер, в 2008 г. завил о гипотезе, предполагающей, что Джирофт это легендарный город Мархаши, который находился между Аншаном и Мелуххой. Аншаном (Анчаном) называлась древняя столица Элама, датировавшаяся III тыс. до н. э. и расположенная в 36 км к северо-западу от современного города Шираз, в провинции Фарс (юго-запад Ирана). Топоним Мелухха, известный из шумерских источников, ученые ориентировочно соотносят с цивилизацией долины Инда. Сейчас раскопки Джирофта ведутся экспедицией иранского археолога Юсефа Маджидзаде. В ходе археологических раскопок было обнаружено множество предметов домашней утвари высокохудожественного исполнения, что свидетельствовало о существовании высокоразвитой цивилизации. Рядом с поселком Тепе-Яхья также был обнаружен один из ремесленных центров цивилизации Джирофта.

По сообщениям Ю. Маджидзаде в последние годы была найдена письменность Джирофтской цивилизации напоминающая эламское линейное письмо. Обе эти письменности датируются приблизительно одним периодом - XXII веком до н.э. и поэтому можно говорить либо о влиянии Джирофта на Элам либо о воздействии Элама на Джирофт. Можно только обратить внимание, что линейное эламское письмо не имеет ничего общего по графическому начертанию с эламской клинописью. Клинописное же письмо обычно для всех древнесемитских народов Мессопотамии и распространено от шумеров и аккадцев до вавилонян.

 


Для нас же наибольший интерес представляет соотнесение Джирофтской цивилизации с ариями, которые как раз в это время шли с севера через Иранское нагорье в поисках новых земель. Иранский историк Джаханшах Дерахшани соотносит  Джирофтскую культуру со страной Аратта которая также упоминалась в шумерских источниках. В шумерских текстах Аратта описывается как очень далекая, сказочно богатая и благополучная страна, где много золота, серебра, лазурита и живет искусный народ обрабатывающий металлы. По мнению Дерахшани Аратту  населяли древние арийцы, известные как Aratti или Artaioi[4]. Около 1000 г. до н. э. аратты переселились на юго-запад в Персис (ныне провинция Фарс) и стали прямыми предками персов, а также парфян, бактрийцев и арахозийцев. Дерахшани ссылается на Геродота, согласно которому, парфяне также назывались Artaioi = Artaians, и на Гелланика Лесбосского, который описывал их как обитателей персидского региона Artaia.

Можно предположить, что не все выводы Дерахшани верны. Притом, что связь жителей Джирофта с ариями не подлежит сомнению, хотя бы по хронологии переселения ариев, совпадающей с существованием Джирофтской культуры и территориальным размещением этой культуры, находящейся прямо на предполагаемом пути движения ариев, надо отметить, что размещение Аратты в Иране не может быть признано верным. Причиной тому и близость Ирана к Мессопотамии, то есть нельзя признать эту страну «очень далекой» и крайне важный довод, связанный с тем, что шумеры ясно связывали Аратту с добычей и обработкой лазурита, но лазурит добывается на Южном Урале в районе формирования древнейшей арийской культуры - Андроновской цивилизации с такими центрами как город Аркаим, а в Иране месторождений лазурита нет. Таким образом, шумерская Аратта это, как и Аратта из литературно-мифологического памятника ариев Махабхараты[5] - прародина ариев, расположенная на север от Индии и Ирана. Впрочем, о ней пойдет речь в другой главе.

Говоря о расовых характеристиках обитателей Персии этого времени можно воспользоваться краниологическим материалом, изученным К.С. Куном. Исследовав черепа найденные в западной провинции Ирана - Луристане и датируемые периодом 2000-1100 гг до н.э. Кун пишет что по физическим характеристикам они представляют собой предарийский период и относятся к средиземноморскому расовому типу[6]. При этом Кун отдельно отмечает, что жители Иранского нагорья были преимущественно долихоцефалами, а арменоидный расовый тип встечается только в Мессопотамии, но не в Иране.

Итак, как раз в тот период, когда андроновцы-арии и их потомки, завоеватели на колесницах, распространяются от Западной Европы до Китая, в Иране формируется арийская культура Джирофта. Она продолжает существовать, подвергаясь воздействию других арийских племен двигающихся через Среднюю Азию и Кавказ на юг. Это происходит в течение всего второго тысячелетия до н.э. вплоть до появления первого исторического иранского государства, которое в отличие от Джирофта оставило нам не только археологические памятники. Этим государством стала Мидия, создавшая великую державу в VII веке до н.э. Мидяне были одним из персидских племен населявших иранское нагорье и говорившим на древнеперсидском языке вполне понятном для их соседей - персов.

С IX до VIII вв. до н.э. Мидия была одной из провинций Ассирийской империи созданной семитским народом ассирийцев. Это было обширнейшее государство, которое римляне называли первой мировой империей. Однако, ассирийское государство было создано как абсолютная деспотия, оно не имело никаких связывающих покоренные народы элементов кроме военной силы. Ассирия вела войны со всеми своими соседями практически непрерывно на протяжении почти семисот лет своего существования. Это в итоге и стало причиной ослабления государства, не выдержавшего такую нагрузку. А покоренные народы набирались сил и стремились избавиться от чужеземеной власти. В 673 г. до н.э. мидийцы восстали и создали независимое государство. А Ассирия вскоре пала под ударами вавилонян и мидийцев. Мидия из небольшой области на западе Персии превратилась в обширное и могущественное государство.



Основателем мидийской царской династии стал Дайукку избранный правителем на собрании мидийских племен. Дайукку построил столицу мидии город Экбатаны, откуда власть нового государства распространилась на окрестные земли. Уже наследник Дайукку - Фравартиш завоевал всю Персию, а его сын Увахшатра завершил дело отца и деда, разрушив столицу Ассирии Ниневию. Сын Увахшатры - Иштувегу оказался последним царем Мидии. Его дочь была замужем за Камбисом I представителем династии Ахеменидов, правивших Персией до завоевания ее мидийцами. Их сыном был Кир Великий (Куруш) который завоевал Мидию и создал новую великую державу - Персидскую империю. Впрочем вероятно мидийцы из-за того что они были родственны персам и говорили на одном языке, а новый правитель был одновременно сыном мидийского царя, воспринимали приход к власти Кира не как завоевание а как переворот приведший к власти другую ветвь одной династии. Мидия стала одной из провинций персидского государства, мидийская одежда считалась одеждой аристократии[7], а Экбатаны остались одной из столиц государства, никто из мидийской аристократии и правящей верхушки не пострадал.


 

Надо отметить, что персы на протяжении всего исторического существования себя как народа всегда осознавали себя в качестве части большой общности ариев, сохранив тем самым историческую память о собственном прошлом. Дарий I в надписи на барельефе Бехистунской скалы (521-520 гг. до н.э.) предельно четко называет персов ариями, а их язык арийским: «Говорит Дарий-царь: милостью Ахурамазды это - надпись, которую я сделал. Кроме как на арийском языке, она была написана также на глиняных табличках и на коже»[8]. Также Бехистунская надпись интересна тем, что очень характерно выражает зороастрийскую этику, когда царь, описывая свои деяния, постоянно подчеркивает тот факт, что они были направлены на общее благо. Тем самым мы видим заметные отличия арийских представлений об обществе от восточных. С одной стороны представлена ценность каждого человека и его свобода, а с другой деспотизм и подавление личности государством. Примером свободолюбия ариев-персов является то, что персы сохранили традицию и право входить во дворец к царю с оружием, обладание которым было признаком свободного человека. Ни одна из восточных деспотий такого не допускала.

Кир Великий получив власть, организовал высокоэффективное войско. Если до этого конница была у персов малочисленна, так как этот народ был небогат и предпочитал воевать лучниками в пешем строю, то Кир принял меры по организации многочисленной и сильной тяжелой кавалерии, вооруженной по образцу мидийцев и ассирийцев. Были модернизированы колесницы - вместо легких введены более массивные и прочные. Воины на колесницах также получили доспехи. Кроме предпочитаемого персами копья, на вооружении появились мечи. Как сообщают нам греческие историки Геродот и Ксенофонт, был сформирован постоянный пеший отряд царских телохранителей, а ближайшая свита царя воевала в конном строю и в тяжелых доспехах, даже их лошади защищались металлическими пластинами. Но главным оружием воина считался лук, персы были искусными лучниками, что как писал Эсхил, было предметом удивления греков. Армия была четко организована по полкам, отрядам и сотням. Полк состоял из 10000 воинов, отряд из 1000 или 10 сотен. У каждого подразделения был свой командир[9].



 

Такая армия позволила персам одерживать победы над всеми окружающими их государство народами. Когда Кир Великий стал царем Персии и Мидии, несколько лет у него ушло на восстановление своей власти на окраинах государства. Наведя порядок внутри страны Кир Великий начал завоевательные походы, присоединив Лидийское царство в Малой Азии, Вавилонское царство, Сирию и земли на западе вплоть до Средиземного моря, на севере продвинув границы до Кавказа, а на востоке до Бактрии и Согдианы в Средней Азии. Последним походом Кира была война с массагетами кочевыми племенами угрожавшими границам Персии. Во время этой войны, по сообщению Геродота, Кир погиб.

Массагеты были скифскими племенами, говорившими на языке иранской группы. Массагеты были потомками одной из волн расселения Андроновской культуры (См. глава 6. «Цивилизация Древнего Китая») вместе с родственными им племенами саков они образовывали восточную ветвь скифского народа обитавшего в евразийских степях от северного Причерноморья до Китая. Фактически в это время обширнейшие пространства Азии были заселены северными европеоидами, относившимися к ариям и родственным им народам, они говорили на близких языках и понимавшим друг друга. Никогда после в истории расселение северной европеоидной расы не было столь обширно. Большая часть арийских народов Азии в это время оказалась объединена в границах Персидской империи.

Наследники Кира Великого продолжили его дело по созданию могущественного государства. Камбиз присоединил Египет, Дарий I присоединил ряд островов в Эгейском море и покорил северо-западную Индию, совершил поход против скифов, дойдя до Дуная. Дарий I оказался талантливым правителем, он реформировал государственное устройство огромной империи, сделав ее управление достаточно эффективным, реформировал систему налогообложения, провел земельную реформу, раздавая имения воинам и придворным, с целью создать стабильный, обеспеченный слой, подобный дворянству. В государстве была введена единая монетная система - золотой дарик, чеканившийся только на царском монетном дворе. Право чеканки серебряной монеты было предоставлено большим городам и правителям отдельных областей. Дарий потерпел только одну неудачу - оставался единственный цивилизованный народ в пределах известного тогда мира так и не подчинившийся персам. Это были греческие государства Пелопоннеса. Военный поход против Греции был неудачен, персидская армия была разбита при Марафоне, персидский флот, подойдя к Афинам, убедился, что город хорошо защищен и персы ушли из Греции.


 

Следующий правитель Персии - Ксеркс большую часть времени своего правления был занят подавлением восстаний покоренных народов. Также много сил государства ушло на вторую попытку завоевания Греции, которая вылилась в продолжительную греко-персидскую войну, закончившуюся победой греческих полисов объединившихся под угрозой вторжения в Делосский морской союз под командованием Афин. Военные неудачи ослабили мощь персидской державы и начались многочисленные мятежи на окраинах государства. В стране начались проблемы с пищей, мятежи и неурядицы разрушили торговлю и коммуникации, а военные расходы разоряли персов. Недовольство царем достигло предела и в результате дворцового переворота, Ксеркс был убит.



Следующие цари Персии вновь все силы государства направили на сохранение завоеваний. Дарий II смог воспользоваться разногласиями среди греческих полисов и вошел в союз со Спартой. В ходе Пелопонесской войны Афины и их союзники потерпели поражение. Но центральная власть в Персии постепенно ослабевала, восстания продолжались. Государство было слишком разобщено, различные народы не хотели жить в мире, правители отдельных провинций даже вели войны друг с другом, чему центральная власть никак не могла воспрепятствовать. А все возрастающая потребность в золоте для сохранения военной силы необходимой для поддержания стабильности в империи, приводила к росту недовольства среди покоренных народов.

Последним царем Персии стал Дарий III, правнук Дария II, пришедший к власти в результате дворцового переворота. Он правил государством с 336 по 330 гг. до н.э. В 336 г. до н.э. сменился еще один правитель - царем Македонии стал молодой Александр, стремившийся к военной славе и всемирной власти. Уже два года спустя Александр Македонский начал войну против персидской державы и к 329 г. закончил ее полным завоеванием этой обширной империи. Дарий был убит своим окружением, когда стало ясно, что война с греками проиграна. Последний царь - Бесс пытался укрепиться в отдаленной провинции Бактрии, но и она пала под ударами македонского войска. Так закончилась история арийской империи персов и началась новая эпоха эллинистический периода в истории Азии.


 

Расовые характеристики персов без сомнения позволяют отнести их к северным европеоидам. Их облик был полностью лишен признаков южных и азиатских рас, по крайней мере, в ранний период существования империи, в то время как в более поздние времена процесс смешения персов с покоренными народами происходил точно так же как смешивались арии с дравидским населением завоеванной Индии. Греческие изображения персов показывают нам людей совершенно северного типа, с правильными, красивыми чертами лица. А индийские изображения в пещерах Аджанты рисуют нам персов светлокожими блондинами с голубыми глазами[11]. То же самое подтверждают и изображения дворца Дария II в Сузах, где не только воины, но даже сфинксы показаны со светлыми волосами и бородами.

Кстати, надо обратить внимание, что персидская традиционная прическа была чрезвычайно близка скифским обычаям, которые в свою очередь, вероятно, восходят к древним арийским традициям. Все мужчины арии носили умеренно длинные волосы и бороды, что сохранилось в народных традициях восточных славян. Прическа и борода русских крестьян XIX века как будто бы представляет нам скифа или перса середины первого тысячелетия до н.э. Одежда персов и скифов также была очень схожа. И те и другие носили штаны, короткий кафтан, доходивший до колен или даже короче, шапку и кожаную обувь. Интересен тот факт, что у русских крестьян подобная стилистика одежды опять же продержалась до XIX в. Причем русский кафтан на протяжении всей истории существования русского национального костюма, всегда был довольно коротким, что отличало его от восточных кафтанов и даже от польской одежды, которая в подражание туркам и татарам была длинной.



 

Материальная культура персов отличалась роскошью и высоким уровнем исполнения. Царским цветом считался пурпур (в Риме пурпур также был отличительным цветом императора), одежда обильно украшалась золотой вышивкой и украшениями из драгоценных металлов и камней. Придворная одежда персидского двора произвела такое впечатление на греков, привыкших к довольно скромной одежде, что Александр македонский ввел персидскую одежду для официальных церемоний в своей империи[12]. Цари и придворные носили высокую шапку - тиару, которая впоследствии стала образцом для шапок иерархов христианской церкви. От непогоды и в качестве дополнительного украшения использовались плащи. Дома персов строились из дерева, даже царские дворцы первоначально не были каменными. Потолок в обширных помещениях поддерживался колоннами, стены в богатых домах и дворцах украшались листами из золота и серебра. Внешние стены отделывались цветными керамическими плитками. Геродот описывал царский дворец в Экбатане окруженный семью стенами, каждая из которых имела свой цвет: белый, черный, пурпурный, голубой, красный, серебряный и золотой[13]. Но уже Сузы были выстроены из камня, так как великой державе требовались более основательные дворцы и роскошная столица.

Архитектурные достижения персов велики и значат не меньше чем, гораздо более известная греческая архитектура. Развалины царского дворца в Персеполисе (Пасаргадах) демонстрируют нам грандиозное сооружение размером около 500х300 метров возведенное из мрамора без скрепления блоков цементом. Дворец располагался на платформе, куда можно было подняться по большой лестнице из двух пролетов. К дворцу ведет колоннада и путь украшенный множеством статуй крылатых быков с человеческими головами. Сам дворец также украшен колоннами образующими портик. Частью дворцового комплекса был канал и бассейн, так как вода в жарком климате была одним из важнейших элементов комфорта. Не меньшие архитектурные достоинства демонстрируют и царские гробницы в горах близ Пасаргад.

Еще одним важнейшим вкладом персов в мировую историю и цивилизацию стало появление первой монотеистической религии - зороастризма. Эта религия известная также как маздеизм (почитание Мазды - благого творца) или «благая вера» появилась в VI в до н.э. в результате деятельности жреца и пророка Заратустры которому было дано откровение Ахура Мазды в виде священной книги Авесты. Зороастризм стал развитием религиозных представлений ариев, которые в ранней форме были политеистичны, сам же термин Асура (Ахура) употреблялся в Ригведе в адрес добрых богов. Зороастризм стал религией с развитым этическим учением, основанным на вере в существование доброго и злого начал и свободы выбора человека между ними. Зороастризм провозглашал путь к праведности и чистоте, говорил о возможности каждому человеку отличать добро от зла и давал своим последователям надежду на окончательную победу добра в конце времен, когда спаситель мира совместно с праведными людьми изгонят зло и установят окончательное торжество Ахура Мазды.


 

Зороастризм был религией персов и мидийцев, окончательно официальный статус он приобрел во время правления династии Ахеменидов, когда появились первые письменные памятники зороастризма. Благая вера была распространена в персидской державе вплоть до середины VII в. н.э. когда после мусульманского завоевания зороастризм подвергся жесточайшим гонениям. В период существования персидского государства при Ахеменидах, Аршакидах и Сасанидах зороастризм был прозелитической религией, жрецы Ахура Мазды несли свет благой веры, которая была принята в Армении и была распространена там до принятия христианства, зороастризм распространился в Малой Азии, Бахрейне и Йемене.

Зороастризм тесно связан с еще одной арийской традицией, которую персы тщательно хранили. Это варновое, сословное устройство общества. Персидский народ был разделен на четыре сословия, описанные в Авесте[14]: маги атраваны (позднее мобеды) - жрецы Ахура Мазды, воины - ратаэштары, вастрьо-фшуянты крестьяне скотоводы и земледельцы и хуити - ремесленники и торговцы. Разделение этих сословий не было столь жестким, каким оно стало в арийской Индии, где завоевание многочисленного дравидского населения ставило перед ариями задачу сохранения своей идентичности в чужеродном окружении. У персов переход из сословия в сословие был возможен, например, за военные заслуги, но все же, жрецом нельзя было стать, можно было только родиться в семье жреца. Особенностью персидского (и общеарийского) общественного уклада, в отличие от восточных традиций, было довольно высокое значение женщин и отсутствие ограничивающих их права обычае

[1] S. E. Churchill and F. H. Smith. Makers of the early Aurignacian of Europe. American Journal of Physical Anthropology. Vol.113(S31): 61 - 115.

[2] Матюшин Г.Н. Археологический словарь.

[3] Быт. 10:22

[4] Derakhshani, Die Arier in den nahöstlichen Quellen des 3. und 2. Jahrtausends v.Chr., Tehran 1998, p. 41.

[5] Witzel M. Aryan and non-Aryan Names in Vedic India. Data for the linguistic situation, c. 1900-500 B.C.

[6] См.: С.S. Coon «The Races of Europe», Chapter IV: The Neolithic Invasions

[7] Вейс Г. История цивилизации. Т. 1

[8] Бехистунская надпись. 4 столбец. 88-92

[9] См.: Там же.

[10] Хорошо заметно то, что персы изображены блондинами, их волосы светлее, чем кожа, загоревшая под южным солнцем.

[11] L'Anthropologie, vol. II. 1900

[12] Вейс Г. История цивилизации. Т. 1

[13] Геродот, I, 98

[14] Авеста. Ясна. 19. Стих 17. Какие цвета [сословия]? - Атраван [священник], воин, пастух-скотовод, ремесленник, исполняющие все обязанности ради мужа праведного, праведного помыслом, праведного словом, праведного деянием, поминаемые как раты, обучающие вере, чьими деяниями живые творения в Аше возрастают.



Источник: http://www.rus-obr.ru/idea/7031
Категория: Древняя Персия | Добавил: Frizzy (06.07.2010)
Просмотров: 1849 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: