Каталог
Главная » Статьи » Статьи » Древняя Персия |
Иранское нагорье, т.е. земли, занимаемые главным образом
современными государствами Иран(В новейшее время (до Лишь в юго-западном углу современного Ирана, на жаркой
равнине, созданной отложениями рек Карун и Керхе, создались в первой половине
III тысячелетия до н.э. города-государства (или номовые государства),
по-видимому, того же типа, что и в Шумере; главным из них был город Сузы. Здесь
создалась и своя иероглифическая письменность, во многом похожая на шумерскую.
Хотя она до сих пор еще не дешифрована, однако ясно, что она, как и в Шумере
Протописьменного периода, обслуживала большое, вероятно храмовое, хозяйство.
Долина Каруна и Керхе в древности называлась Эламом или,
на местном языке, Халтамти (Хатамти). Первоначально это было название только
одного и даже не самого главного нома в этой области (шумеры именовали его
Адамдун), и лишь позже оно распространилось на всю ту территорию (шумеры дали ей
имя Ним, что значит «верх, нагорье»), которая объединялась с собственно Эламом
общностью языка, в науке известного как эламский.
Примерно до XXII в. до н.э. для него использовалась
местная, пока не дешифрованная иероглифика, но еще с XXIII в. в Эламе стали
писать сейчас вполне удобочитаемой клинописью — как на своем, эламском языке,
так и по-шумерски и особенно по-аккадски. Недавними исследованиями молодого американского ученого
Мак-Альпина было доказано, что эламский язык состоял в сравнительно близком
родстве с протодравидским — предком дравидских языков. Можно думать, что в
глубокой древности территория дравидского и территория эламского языка
соприкасались. Это значит, что эламо-дравидское население должно было занимать
всю полосу от Индостана до долины Каруна и Керхе. Хотя, кроме жителей этой
долины, остальное население этой полосы в III—II тысячелетиях до н.э. явно еще
не достигло уровня цивилизации, а материальные памятники, найденные на различных
городищах, показывают, что культура здесь была неоднородной, однако там и сям
существовали изолированные центры собственной эламской цивилизации. Одним из
важнейших был город Аншан (в Этническая принадлежность населения других оазисов
Ирана, помимо «эламо-дравидской» полосы, нам неясна. Для всего медно-каменного
века (отчасти и позже) здесь повсюду характерно изготовление разнообразной
глиняной посуды с высокохудожественной многоцветной орнаментальной росписью;
поэтому все здешние культуры, довольно разные в деталях с археологической точки
зрения, называются обобщенно «культурой крашеной керамики». Подобная керамика
встречается в дописьменный период также в Малой Азии, в Закавказье, в некоторых
частях Средней Азии, в Китае. Надо полагать, что это скорее свидетельствует об
однородности социально-культурного развития на нагорьях, чем об этническом
родстве изготовителей этой посуды. Из клинописных источников можно заключить,
что в северо-западных частях нагорья говорили на хурритских диалектах, а также
на кутийском языке. О последнем известно очень мало, но полагают, что как
хурритский, так и кутийский язык находились в ближайшем родстве с
восточнокавказскими. Неясно также, что за язык касситский(Возможно, он относился
к «эламо-дравидской» зоне.). О кутиях и касситах уже упоминалось в
предшествующих лекциях и еще будет сказано далее. На западных склонах окраин
Иранского нагорья в конце III тысячелетия до н.э. стали возникать сильно
укрепленные города — видимо, центры номов, явившихся ядрами образования первых
мелких горных государств. Крупные, но пока еще не укрепленные поселки
земледельцев существовали к этому времени и в южных, предгорных районах нынешней
Туркмении (городища Алтын-тепе, Намазга, Анау и др.).
Для земледельческих поселков Ирана и юга Средней Азии
IV—III тысячелетий очень характерны большие, многокомнатные дома — вероятно,
обиталища большесемейных домашних общин. У хурритов на западной окраине нагорья
такие общины жили также в укрепленных башнях.
В III тысячелетии до н.э. через Иранское нагорье
проходят торговые пути, по которым на северо-восток современного Ирана и в Южную
Туркмению прибывают из Шумера и Элама образцы для местной культовой глиняной и
золотой мелкой скульптуры и других мелких поделок. По этим же путям в различные
центры Ирана и Переднюю Азию поступает синий лазурит из Северного Афганистана,
индийский сердолик и золото. Но самым важным: товаром (и в то же время самым
загадочным) с конца этого тысячелетия было олово.
Олову принадлежала роль чуть ли не важнейшего сырья
наступающего бронзового века. Люди к этому времени уже давно поняли, что медь
слишком мягка для многих видов работ (для которых все еще приходилось поэтому
применять камень) и что для улучшения рабочих качеств инструментов и боевых
качеств оружия к ней необходимы приплавы. Но ни один приплав, кроме олова(Когда
не было олова, к меди чаще всего добавляли мышьяк, не мог дать достаточно
высокого качества металла. Ради производства бронзовых орудий и оружия олово
везли издалека, не страшась опасностей на далеком пути и не жалея средств.
Бронзовые инструменты могли служить гораздо дольше медных, их рабочий край был
острее и меньше снашивался. Из бронзы изготовляли даже бритвы, которые ранее
приходилось делать из обсидиана (вулканического стекла). Из бронзы стали
производить кинжалы и мечи, шлемы и чешуйчатые панцири, что значительно
увеличивало боеспособность войска и возможности эксплуатации рабского труда.
Конец III—начало II тысячелетия до н.э. были началом бронзового века в Передней
Азии. Но откуда шло олово, мы не знали. Лишь во второй
половине II тысячелетия до н.э., когда торговые пути меняются, олово начинает
поступать в Переднюю Азию с запада. На востоке же существующие месторождения
олова, достаточные для промышленной разработки, расположены не ближе к Передней
Азии, чем Малайя и Южный Китай. Греческий географ I в. н.э. Страбон назвал
источником олова Дрангиапу — страну на юго-западе современного Афганистана, но
геологи отвергли такую возможность. Лишь недавно (в начале 70-х годов) советские
геологи обнаружили в тех краях большие древние оловянные выработки, исчерпанные
по меньшей мере тысячу лет назад (археологи их -не посещали, и абсолютная дата
пока неизвестна). Одно месторождение, видимо особенно древнее, было расположено
севернее оз. Хамун; поскольку здесь же была и медь, постольку отсюда могли
вывозиться готовьте бронзовые слитки. Другое, очень большое, находилось в
бассейне р. Хильменд. Так был раскрыт секрет бронзового века.
С III тысячелетия до н.э. в Средней Азии было одомашнено
новое важное транспортное животное — двугорбый верблюд. Его начали запрягать в
четырехколесные телеги. Появляется довольно широко развитое земледелие — пока,
правда, па базе не столь больших рек, как Амударья, а более мелких. Оросительные
каналы длиной до Аналогичная картина создания предгородской (или даже
раннегородской) культуры наблюдается и в Дрангиане (городища Шах-и Сохте,
Мундигак). Однако в эпоху бронзы процесс образования классового
общества, явно намечавшийся по всему Иранскому нагорью (в Иране и в
Афганистане), а также в Южной Туркмении, так и не найдя завершения, сменился
периодом упадка. Причины его неясны. Второе тысячелетие до н.э. было эпохой
засух и этнических перемещений в этом регионе. Именно в это время, если не
раньше, в Иране появляются индоиранские племена, о которых будет рассказано
далее. Но следы этнических перемещений, если они не сопровождаются массовой
резней и пожарами, археологически обнаружить трудно, а письменных данных о них
нет. Древнейшие культуры Ирана и Средней Азии все ещё загадочны; археологические
данные о них недостаточны, и только о западной окраине Иранского нагорья,
примыкающей к долине р. Тигра, до нас доходят известия из надписей царей
Месопотамии, к которой нам и предстоит теперь вернуться. Источник: http://konan.3dn.ru/publ/59-1-0-562 | |
Просмотров: 505 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |