Каталог
Главная » Статьи » Статьи » Парфянское царство |
Парфия. Сведения античных авторовИсточники нарративного характера несут
богатейшую
информацию по истории Парфянского государства. К сожалению, до нас не
дошло ни
одного специального труда греко-римских авторов, посвященного этому
сюжету.
Известно, что Страбон написал специальную работу по истории Парфии. О
ней также
писал Аполлодор из Аретемиты, Арриан, Посидоний. Ныне эти произведения
утрачены. Дошедший же до нас отрывочный материал, который касается
некоторых
сторон парфянской истории, содержится у ряда античных авторов:
историков,
географов, естествоиспытателей, поэтов, писателей. Следует, однако,
учитывать
тот факт, что как правило, парфянские дела упоминаются у этих авторов
лишь в
связи с сюжетами, касающимися римско-парфянских взаимоотношений, из-за,
чего
они не совсем объективно описывают некоторые моменты истории Парфии. В отрывках из «Истории» Полибия содержатся
важные
свидетельства по ранней истории Парфянского государства. Так, до нас
дошли описания некоторых эпизодов войны Антиоха III с парфянами и другие
очень
важные факты. Уроженец сирийского города Апамеи философ и историк Посидоний
в
своей «Истории» дал обзор исторических событий начиная с середины 140-х
годов
до н. э. вплоть до 70-х годов I в. до н. э. Его работа была как бы
продолжением
упомянутого труда Полибия и если бы дошла до нас полностью,
исследователи
смогли бы ответить на многие вопросы раннепарфянской истории, остающиеся
пока
не выясненными. К сожалению, сохранились лишь ее отдельные фрагменты в
произведениях античных историков и географа Страбона [465]. 141/ Диодор Сицилийский использовал в своем сочинении «Историческая
библиотека» некоторые факты
из Посйдония. Поскольку события, содержащиеся в этом произведении
Диодора,
доведены до 60-х годов I в. до н. э., можно предположить, что Диодор
также
касался некоторых сюжетов парфянской истории. Диодор, например, ярко
описывает
события, посвященные неудачному походу в 130—129 гг. до н. э. в
Месопотамию и
Иран Антиоха VII Сидета, одного из последних представителей Селевкидской
монархии. При анализе интересующих нас событий приходится иметь дело
лишь с
незначительными фрагментами из Диодора, так как не все его книги дошли
до нас
полностью. Некоторые вопросы истории Парфянской державы
затронуты
в труде Страбона «География», в котором дано подробное описание
всех
известных в то время римлянам и грекам территорий. Сочинение Помпея Трога в изложении Юстина
тоже
немаловажный источник по истории Парфянской державы. Наиболее важна
XLIкнига
Юстина, в которой дается краткий очерк возникновения Парфянского
государства,
некоторые события парфянской истории, а также описываются характер, быт,
обычаи
и нравы парфян. Исидор Харакский, автор произведения «Парфянские стоянки» [466],
дал описание двух
главных «царских дорог», связывавших различные районы Парфии. Есть
мнение, что
эта работа написана специально для одного из полководцев Римской империи
при
подготовке римлян к очередной войне с парфянами. Исидор отмечает
расстояния
между крупнейшими населенными пунктами, сообщает о наиболее значительных
городах и деревнях, иногда указывает и местные достопримечательности.
Упоминаются основные области Парфянского государства, дается краткое их
описание. «Естественная история» Плиния весьма
обильна
сведениями как исторического, так и географического характера. При
географическом описании Месопотамии, Мидии, Сирии Плиний делает ряд
исторических экскурсов, в том числе и в парфянскую историю. Важны его
данные «о
шелковом пути», о городе Нисе, родовой усыпальнице Аршакидов.
Отдельных событий парфянской истории касается и
Тацит:
описывая сюжеты римско-парфянских взаимоотношений, историк обрисовал
ситуацию на восточных границах Римской империи. Ряд сведений из биографий Плутарха «Красс»,
«Антоний»
позволяет уточнить вопрос о социальных отношениях в Парфянской 142/
державе, например о положении высшей парфянской знати. Интересны детали в
биографии Марка Антония, где дастся изложение событий, посвященных
вторжению
парфян в азиатские провинции в 40-38-х годах до н. э., и сведения о
походе
Антония в Парфию в Немногие факты из военной истории парфян можно
почерпнуть из произведения Луция Аннея Флора. Он сообщает о
походе и
гибели армии Красса, о борьбе с парфянами легата Антония Вентидия и
самого
Антония. Несмотря на краткость и поверхностность этих данных, их все же
можно в
комплексе с другими источниками использовать для реконструкции
соответствующих
событий парфянской истории. Определенное значение для историка имеют
краткие
упоминания о Парфии, сделанные Саллюстием и Аррианом. Если
бы не
утрата труда Арриана, специально посвященного Парфии — Παρθικά, который
описывал события римско-парфянской войны при Траяне, то круг наших
знаний об
этих сюжетах был бы более широк. Аппиан, творивший
во II в. н. э. в Александрии, намеревался написать специальную работу по
истории Парфии, но это ему по каким-то причинам не удалось. Поэтому из
его
«Римской истории» о Парфии исследователь может почерпнуть немного: от
описания
войн знаменитых римских полководцев Красса и Антония с парфянами
сохранились
лишь небольшие фрагменты. Важный материал по истории парфян содержится в
книгах Диона
Кассия «Римская история». Так, этот автор описывает историю
экспедиции
Красса против Парфии, вторжение парфян в восточные провинции римской
державы и
оккупацию ими почти всего восточносредиземноморского побережья, битву
при
Гиндаре, закончившуюся поражением парфян, историю похода Антония в Мидию
Атропатену. Другой римский писатель, Геродиан, в
своей
«Истории» касается некоторых аспектов поздних периодов парфянской
истории лишь
в связи с взаимоотношениями Рима и Парфии, но его сведения в какой-то
мере
дополняют свидетельства других античных авторов, в частности Диона
Кассия. Единичные сведения по парфянской истории
содержатся у
более поздних авторов, например у Юлия Африкана (его сведениями
воспользовался Евсевий Памфил), Евтропия, Орозия. Определенное
значение
по данной проблеме имеют известия, содержащиеся в художественной
литературе того времени. В произведениях Горация, Лукана, Ювенала,
Плиния
Младшего, Лукиана исследователь находит упоминания о событиях,
связанных с
парфянскими делами. Несмотря на предельную /143/ краткость и
отрывочность, их
все же можно привлечь к исследованию. Давая в целом оценку трудов античных авторов,
писавших
о Парфии, следует сказать, что значение их работ велико. Этот вид
исторических
источников наряду с другими материалами дает сравнительно четкую и
логическую
схему событий парфянской истории. Источники из сопредельных стран. Важное место в кругу нарративных источников по
истории
Парфии занимают произведения древнеармянских писателей. Моисей Хоренский в своей «Истории Армении» [127] рассмотрел
генеалогию парфянской знати
и дал отдельные сведения из внешнеполитической истории Парфии. Себеос
описал
события, приведшие к отпадению Парфии от державы Селевкидов и т. д.
Однако
древнеармянские авторы не всегда объективны и иногда просто искажают ход
политических событий того времени. К тому же достаточно сложна
хронологическая
привязка событий. Это снижает научную ценность их произведений, но они
все же
могут быть использованы, хотя и с предельной осторожностью, для изучения
западных областей Парфянской монархии в начале новой эры. Обзор источников по истории Парфии будет не
полон,
если не упомянуть сведения древнекитайских историков и путешественников,
которые с той или иной степенью полноты характеризуют условия
социального,
экономического и политического, развития азиатских государственных
образований,
а также положение на северо-восточных границах Парфянской монархии
(Аньси, как
ее называли китайцы). Эти сведения содержатся в переводах китайских
летописных
сводов и произведений: китайских историков и путешественников,
осуществленных
Н. Я. Бичуриным (Иакинфом) [20]. Ими освещается большой хронологический
период
— от II в. до н. э. вплоть до VII в. н. э. Естественно, при их изучении следует учитывать
специфику китайских источников, особенно сложность истолкования,
идентификации
и локализации многих географических и этнических названий. Тем не менее,
ценность сведений китайских авторов, очевидна. Религиозная литература. Отдельный вид нарративных источников
представляют
собой памятники религиозной литературы. Это — «Книги Маккавеев» Ветхого
завета,
произведение древнехристианской литературы «Деяния апостолов», где
упоминаются
различные народности Парфянской державы (2, 9-11), некоторые данные
Апокалипсиса (16, 12). Для истории социальных отношений в западных
частях
Парфянской державы важны также некоторые сведения различных трактатов
иудейского религиозного сборника — Талмуда [167; 168]. /144/ § 2.
Документальные материалы
Сведение эпиграфики. Число эпиграфических документов, освещающих
некоторые
стороны истории Парфянской державы, сравнительно невелико. Большинство
из них
происходит из греческих полисов, сохранявших и при парфянах определенное
значение. Однако, несмотря на их малое число, надписи несут богатую
информацию
о государственном устройстве, об отношении центральной власти к
греческим
полисам, доставшимся парфянам в наследство от Селевкидов; в них отражены
различные сведения социально-экономического характера, идеологической
политики,
культурной жизни как собственно коренного населения государства, так и
пришельцев-завоевателей. Иногда эпиграфические документы позволяют
решить,
какая из нескольких версий событий, упоминаемых в разных источниках,
более
правильна. Как известно, в античной традиции существовали две версии
отпадения
Парфии от Селевкидского государства. По Юстину, следует, что в тяжелый
для
Селевкидов период отложился правитель Парфиены Андрагор. Позднее он был
убит
вторгшимися в эту область парнами во главе с Аршаком. Арриан, Синкел,
Зосим
трактуют эти события иначе. Они не считают Аршака кочевником, Андрагор
не
отлагался от царя и имя селевкидского наместника было другое. Находка в
Гиркании надписи, в которой упоминается Андрагор [529], вероятно, сатрап
или
даже наместник верхних сатрапий, скорее всего решит вопрос в пользу
автора
первой версии событий. Благодаря этому выясняются и причины появления
двух
версий. Иногда в надписях содержится материал,
подтверждающий
сведения античной традиции. Так, по сообщениям Юстина и Диона Кассия, в
30-х
годах I в. до н. э. у парфянского царя Фраата IV появляется претендент
на
престол, Тиридат II, бывший стратег Сузианы, ставленник римлян. Борьба
между
ними за престол шла с переменным успехом, однако после Эпиграфический материал важен для установления
хронологической последовательности событий, которую практически
невозможно
восстановить по данным других типов источников. Например, благодаря
наличию
датировочной формулы в одной /145/ из Бисустунских надписей (Мидия)
[531, с.
76] можно определить точную дату завоевания Мидии парфянами. В корпусе надписей из Суз-Селевкии на Эвлее
некоторые
документы позволяют проследить картину начавшегося процесса ограничения
автономии греческого полиса при парфянах. Так, следуя письму Артабана II
к
Сузам ( Некоторые Бисутунские надписи [375] позволяют
зафиксировать наличие определенного числа македонских поселенцев в
Мидии, что
важно для характеристики этнического состава населения в этом районе
Парфянского царства. Аналогичный материал более позднего времени из
Урука-Варки
[535] и Вавилона [589, № 37-39] несет данные о продолжавшемся процессе
эллинизации в среде гражданского коллектива полисов при парфянах,
выражавшемся
в том, что местные жители принимают вторые, греческие имена. Как и во времена Селевкидов, при парфянах в
греческих
полисах имела место практика отпуска рабов на волю. Ряд грекоязычных
надписей
из Суз, представляющих собой манумиссии [589, № 15-26; 96, с. 41-54],
мало чем
отличаются от аналогичных документов селевкидского времени. Все они
составлены
по единому образцу, со строгим соблюдением норм греческого права. Эти
документы
позволяют охарактеризовать некоторые аспекты социально-экономических
отношений
в Парфянском государстве, скудно освещенные в источниках иного рода. Надписи помогают понять многие важные аспекты
внутренней политики Аршакидской династии, например забота царской
администрации
о сохранении и развитии ирригационной системы в государстве [589, №
12-14].
Эпиграфический материал парфянского времени
отражает
некоторые детали и особенности культурной жизни населения греческих
полисов при
новых властителях. В таких полисах, как Вавилон, Селевкия на Эвлее,
продолжали
справляться гимнастические и гимнические игры. Стихотворные посвящения и
декреты
[589, № 11-14], написанные на хорошем греческом языке, поражают
тонкостью стиха
и полным соблюдением норм греческого стихосложения. В Вавилоне при
парфянах
продолжала существовать палестра во главе с гимнасиархом, чей авторитет
высоко
ценился среди горожан. Достаточно сказать, что в одной из вавилонских
надписей
он упомянут в качестве эпонима города [589, № 39]. При вавилонском
гимнасии
существовала организация эфебов и неотов. Есть сведения о наличии
гимнасия и в
Сузах-Селевкии на Эвлее [589, № 3]. Греческий театр (типично полисный атрибут)
сохраняет
свое значение и при парфянах. Вавилонская надпись II в. н. э. упоминает
театр
[629, с. 49], а археологические материалы полностью подтверждают эти
сведения. Надпись из Урука-Варки [446, с. 104-114]
свидетельствует
о том, что даже в III в. н. э. греческий язык употреблялся парфянской
администрацией для составления официальных документов, причем декреты
записывались в стандартной для всего грекоязычного мира форме. Документ
того же
времени из Ниневии [589, № 37] говорит о такой стойкой традиции, как
использование для определения месяцев года македонского календаря. Грекоязычные надписи из Мидии, сопровождающие
рельефы
парфянских царей Митридата II и Готарза [375, с. 35], также сообщают
интересный
материал о сохранении традиций использования греческого языка в качестве
языка
официальных документов. Сочетание наскального рельефа, типичного для
иранского
официального искусства, с надписями на греческом языке, имеет важное
значение
для понимания некоторых аспектов политического и идеологического
характера. К
тому же это свидетельствует о том, что греческий язык был понятен и
долго
бытовал среди местного населения. Как известно, проблема религиозного синкретизма
в
период эллинизма является одной из наиболее сложных. В связи с этим
эпиграфический материал в некоторых случаях дает возможность
ответить на
ряд вопросов, связанных с местом греческих божеств и их местных
двойников в
религиозной /147/ жизни населения парфянского государства. Например,
некоторые
надписи сузского корпуса [589, № 14, 24] позволяют выявить
синкретический
характер культа, включающий греческую Артемиду и восточную Нанайю, а
также,
возможно, греческого Аполлона и восточного Митру. В Сузах обнаружена и
посвятительная надпись сирийской богине Ма [589, № 10]. Итак, эпиграфический материал в большинстве
случаев
раскрывает картину политического, экономического и социального развития
Парфии,
а привлечение источников другого рода (в большей мере нумизматических)
позволяет эту картину обрисовать еще более полно. Пергамены и папирусы. Ранее подчеркивалось, что единственной
значительной коллекцией
пергаменов и папирусов, происходящей из пределов Парфянского царства,
является
коллекция этих документов, собранная при археологических работах в
Дура-Европос
[318]. Датируются они по-разному — от времени Селевкидов вплоть до
римского
времени, но определенная часть этих документов относится к периоду
господства в
этой пограничной крепости на Среднем Евфрате парфян. Типы документов этого корпуса весьма
разнообразны: это
различного рода брачные контракты, акты передачи имущества, документы о
разделе
дома и т. п., договоры об аренде, долговые расписки. Сведения, которые
содержатся в них, несут важную информацию о различных сторонах жизни
населения
этого рядового городка Парфянской державы. К примеру, очень важны
свидетельства
о займах нескольких типов — ипотеке [318, № 22], антихрезах как
«персонального»
или «личного» характера [318, № 20, 21], так и обычных [318, № 23],
анализ
которых в комплексе с данными нарративного характера позволяет судить о
социальной структуре парфянского общества, верхушку которой занимали
иранцы-функционеры центральной власти и граждане полиса
греко-македонского
происхождения. Ниже шли граждане полиса местного арамейского
происхождения, но
связанные уже кровными узами с потомками первых греко-македонских
переселенцев,
неграждане — метеки, носящие греческие имена, наконец, простые жители
округи
арамейского происхождения. Упоминаются в пергаменах и рабы, занимавшие
самое
низкое социальное положение. Упомянутые займы-антихрезы «персонального» или
«личного» характера [318, № 20, 21] представляют большой интерес в свете
характеристики такого явления в Парфянской державе (первых веков новой
эры),
как долговое рабство. Должник, принимающий условия такой антихрезы,
попадая в
личную зависимость от своего кредитора, был обязан последнему вместо
денежной
или натуральной уплаты процентов за свой заем отработать эти проценты
личным
трудом. Таким образом, должник попадал в так называемую зависимость
«рабского»
типа, поскольку в контракте оговаривалось, что он выполняет /148/ в доме
своего
хозяина «рабские работы». Некоторые исследователи склонны видеть в этом
проявление явных черт феодальных отношений в Парфии начала новой эры и
называют
таких кабальных должников «крепостными». Однако более тщательное
изучение
приведённых документов не подтверждает эту мысль. Можно говорить лишь о
тенденциях зарождения отношений новой формации в недрах
рабовладельческой
формации. Представляет большой интерес просопографический
анализ
этого типа источников. Даже в последние периоды существования
Парфянского
царства очевидно привилегированное положение греко-македонских фамилий, в
число
которых, впрочем, проникают и лица местного, арамейского происхождения,
носящие
уже греко-арамейские имена. Иранские имена встречаются не часто, но,
судя по
всему, их обладатели пользовались наряду с греками и македонянами,
потомками
первых колонистов, такими же большими привилегиями. Весьма важно, что все подобные контракты
составлены по
строгим греческим образцам: это свидетельствует о стойком сохранении
эллинской
юридической практики в восточноэллинистических полисах и при парфянах.
Некоторые аналогичные юридические установления находят свои параллели и в
более
поздних кодексах, например в Сасанидском судебнике. Анализ этой категории источников будет не
полон, если
не упомянуть Авроманские пергамены, найденные в начале XX в. в Иранском
Курдистане. Опубликованы три таких документа [453; 57], написанные на
пергамене, причем два из них содержат тексты на греческом языке, один —
на
пахлави (парфянском). Несмотря на не решенную до сих пор проблему точной
датировки этих документов, можно с уверенностью считать, что все они
относятся
ко времени существования Парфянского государства. Авроманские пергамены являют собой контракты о
продаже
виноградников, и, как считается большинством исследователей, указанные
сделки
совершаются внутри земледельческой общины. На основании анализа этих
сделок
можно сказать, что обработка земли общинниками носила принудительный
характер и
рассматривалась как государственная повинность. Крестьянин-общинник
оказывается
как бы прикрепленным к земле, и его право на данный земельный участок
связано с
выплатой определенного налога, что свидетельствует о новых тенденциях в
экономической жизни Парфянского государства последних периодов. Важно
также
отметить, что при анализе Авроманских пергаменов выявляются некоторые
сведения,
проясняющие картину проникновения денежных отношений и земельных сделок в
общины, располагающиеся в одном из глубинных районов Парфии. Из папирусов для выяснения интересующих нас
вопросов
можно привлечь сведения такого важного источника, как «Папирус /149/
Гуроб»,
содержащий материалы, иллюстрирующие поход Птолемея III Евергета в
Северную
Сирию и Месопотамию в Острака. Значение
этого вида документальных источников по истории Парфянской державы
неизмеримо
возросло в результате работ советских археологов на городищах Нисы
(царской
резиденции Аршакидов), где был обнаружен хозяйственный архив, состоящий
из
более 2700 документов, написанных на обломках сосудов [54; 55]. Эти
документы
составлены на парфянском языке с использованием арамейской графики с
большим
количеством арамейских идеограмм. Большинство острака представляют собой
учетные документы, происходящие из царских складов. Все они несут
важнейшую
информацию о деятельности царского хозяйства и являются важнейшим
источником
для изучения парфянской государственно-административной, земельной и
налоговой
системы, политической истории, генеалогии Аршакидской династии,
топонимике,
ономастике, календарю. Помимо острака из Нисы важно упомянуть ряд
острака из
Дура-Европос, несколько надписей на сосудах из Куня-калы (пригород
Ашхабада), из
поселения Коша-депе близ Бабадур-маза (Туркменская ССР), а также из
крепости
Игиды, расположенной на Узбое (Туркменская ССР). В большинстве своем это
хозяйственные записи, однако некоторые из них, например острака из
Кошагдепе,
можио отнести и к памятникам эпистолярного жанра. Клинописные документы. Как при Селевкидах, так и в начале парфянского
владычества в некоторых городских центрах, например в Вавилоне и в
Селевкии на
Тигре, продолжала использоваться клинопись. Хотя для парфянского периода
этот
вид документов не столь характерен, как для предыдущего, селевкидского,
однако
и он дает довольно интересную и ценную информацию по истории раннего
периода
существования Парфянского царства [158]. Так, несмотря на то, что в
самом
начале парфянского владычества контракты, записанные клинописью,
практически
исчезают (в частности, в Вавилоне), использование этого вида письма еще
продолжается около полувека. В связи с этим было высказано следующее
предположение: исчезновение подобных контрактов в парфянском Вавилоне
связано с
тем, что ранее, при Селевкидах, члены гражданско-храмовых общин обладали
определенными привилегиями в виде освобождения от пошлин за сделки и от
налогов. Парфяне же, пришедшие на смену прежних правителей, отменили эти
важные
привилегии, что, естественно, привело к постепенному исчезновению такого
вида
документов. Эти факты подтверждаются другими источниками, которые также
отмечают общую тенденцию парфянских властей к постепенному /150/
уничтожению
автономии и независимости городских центров Парфянской державы. Археологический материал. Археологические изыскания были проведены на территории Месопотамии и Западного Ирана, а также на территориях северо-восточной Парфии. Раскопки г. Сузы, одного из наиболее крупных парфянских центров, были начаты еще в XIX в. В. Лофтусом [428]. В 80-х годах XIX в. на городище Суз работал М. Дьелафуа [304]. Затем работы были продолжены Французской археологической миссией. Кроме архитектурных комплексов, относящихся ко времени парфян, здесь были найдены надписи на греческом языке этого периода. В
Селевкии на Тигре раскопки осуществлены силами
сотрудников Мичиганского университета и Толедского музея (США) под
руководством
Л. Уотермена [431]. Результаты работ итальянских археологов в этом
регионе
периодически /151/ публикуются в сборнике «Mesopotamia». Раскапывался
также
такой городской комплекс, как Дура-Европос, принесший исследователям
коллекцию
пергаменов и папирусов на греческом языке, грекоязычные надписи и
граффити, а
также великолепные образцы парфянской живописи. Эти раскопки были начаты
в 20-х
годах нашего века Ф. Кюмоном [295] и продолжены совместной экспедицией
Французской Академии надписей и Йельского университета [317]. Благодаря
раскопкам был обнаружен богатый материал, открыт некрополь. Эти работы
позволяют проследить развитие архитектурных комплексов храмового и
светского
назначения одного из городов парфянской Месопотамии [90]. Важное значение имеют работы на Сузской
равнине, где в
результате сплошного археологического исследования памятников различных
периодов, и в частности парфянского, были получены очень интересные
данные,
касающиеся социально-экономического развития отдельной области в составе
Парфянского государства [628]. Ценные материалы по истории Парфии дают раскопки двух религиозных комплексов в Сузиане — Бард-е Нешанде и Масджид-и Сулейман [345; 94]. Неоценимы результаты работ Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции под руководством М. Е. Массона [120; 180], которая обследовала обширные территории ядра Парфянской державы — Парфиены и, в частности, произвела раскопки городищ Нисы — первой столицы Парфянского государства. Здесь были обнаружены остатки: парфянской царской сокровищницы, глиняные и мраморные статуи, металлические украшения, оружие. Источник: http://annals.xlegio.ru/greece/istved | |||||
Просмотров: 1640 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |