Каталог
Главная » Статьи » Статьи » Древняя Персия |
«Авестой» называется священная книга иранской религии
зороастризма, написанная на языке, среднем между восточноиранскимй
(хорезмийским, согдийским, бактрийским) и западноиранскими (мидийским,
персидским, парфянским). Ни место, ни время её создания в точности не известные.
Можно сказать об этом лишь следующее: во-первых, все части «Авесты» написаны до
возникновения великой Персидской державы во второй половине VI в. до н.э., так
как не содержат ни следов знакомства с государствами Мидией и Персиеи, ни
разработанной персидской административной терминологии, которая, однако, оказала
глубокое влияние на все языки, от Греции до Индии между VI и IV вв. до н.э.;
во-вторых, период создания «Авесты» был довольно длительным; в-третьих,
важнейшая часть «Авесты» - стихотворные проповеди законоучителя Заратуштры
(Зороастра) — появилась в результате религиозно-философской реформы, что могло
произойти лишь в условиях цивилизации, хотя, возможно, и довольно примитивной.
Далее мы увидим, что эти соображения вынуждают пас датировать «Авесту» между IX
и началом VI в. до н.э. (хотя предложены и другие даты, с разбросом от позднего
неолита до VI в. до н.э.). После Разрозненные неясные сведения греческих авторов,
подтвержденные и данными «Авесты», заставляют предполагать существование в
IХ-VIIвв. до н.э. в этих областях значительных политических объединений. Можно
ли назвать их государствами? Против такого определения говорит то, что здесь
пока не найдено никаких памятников письменности; однако же истории человечества
известны государственные образования, не знавшие письма (наприме, в Африке); не
забудем также, что эламская иероглифика была известна жителям Иранского нагорья
с начала III тысячелетия до н.э. Вся
история древнего Востока показывает, что древнейшие государства вырастают не из
племенных союзов — сразу в виде целых империй, а на основе отдельных
территориальных общин, которые естественно тяготеют к одному центру (горная
долина, магистральный оросительный капал), т.е. большей частью в виде
городов-государств или номов. Надо полагать, что на востоке Ирана и в Средней
Азии, как и на западе Ирана, большим объединениям предшествовали мелкие
«городские» центры и мелкие предгосударственные и государственные образования.
Однако данные «Авесты» указывают на существование по
крайней мере одного крупного объединения уже после периода мелких политических
единиц, но ещё в доахеменидское время, т.е. до середины VI в. до н.э. (точнее,
не в непосредственно доахеменидский период, а раньше, поскольку никакие античные
источники не указывают на прямое завоевание этого более древнего объединения ни
Мидией, ни Персией). Одна из самых древних частей «Авесты» — гимн богу Митре,
покровителю договоров, — свидетельствует, что в эпоху ее составления, т.е.
предположительно вIX-VII вв. до н.эю, существовало государство или, скорее,
военный союз племен и общин под названием Арьйошайана, охватывавший долину рек
Теджен-Герируд и Мургаб (на территории как нынешнего Афганистана, так и
Туркмении), а также среднее течение Амударьи и окрестные области, быть может
вплоть до пределов Хорезма (низовья Амударьи)(Следует отметить, что названия
стран, упоминаемые «Авестой», а позже древнеперсидскими надписями, по крайней
мере частично, были первоначально названиями племен, порой занимавших меньшие
территории, чем названные по ним впоследствии страны, — иногда, быть может, и
несколько иные территории. Поэтому возможно, что пределы Арьйошайаны нами
преувеличены; особенно сомнительно включение в нее Хорезма.). Это объединение
называли также Арьянам-Вайджо; позже это наименование было перенесено на Хорезм,
а еще позже стало полумифическим названием отдаленной северной прародины ариев.
По преданию, создавать объединение начал некий Кавата с титулом кави («певец»,
или «прорицатель»), родом, видимо, из Дрангианы в Юго-Западном Афганистане.
Племенное происхождение его (помимо того что он был ираноязычен) неясно. Позже
Арьйошайана была завоевана вождем иранских же (хорезмийских?) кочевников-тура
(туранцев, одного из скифско-сакских племен) Франграсьяпом(В позднейшей легенде
— Афрасиаб. Широко распространенное вплоть до начала XX в. обозначение
тюркоязычных племен как «туранцев» основано на старинной ошибке.); однако
Франграсьян был убит у «глубокого озера с солеными водами» (Аральского моря?)
потомком Каваты — Кави Хаусравой, который и объединил всю Арьйошайану.
Общественный уклад Арьйошайаны известен из «Авесты», по
довольно поверхностно. В нем были (в небольшом числе) патриархальные рабы; она,
как и индоарийское общество, делилась на трп сословия — воинов, жрецов и
земледельцев-скотоводов. Основной хозяйственной ячейкой был, как и в Передней
Азии, «дом» (дмана.), т.е. большесемейная патриархальная община; во главе группы
«домов» — рода (вис) — стоял тоже своего рода патриарх; следующая ступень —
племя, видимо, к атому времени стало терять свое значение. Еще выше стояла
«страна» (дахъю), по размерам несколько больше номовых общин Месопотамии, но
аналогичная по структуре. Во главе «страны» стоял вождь-военачальник (састар),
правивший совместно с советом старейшин пли па-родным собранием.
В
Арьйошайане при дворе более позднего (и, видимо, значительно менее
могущественного) правителя, Кави Виштаспы, жил проповедник Заратуштра, создавший
новую религиозно-философскую систему. Bpeмя его жизни неизвестно, хотя в
позднейшие времена не раз делались попытки его вычислить. Сравнительно
достоверное предание помещало его за десять поколений до Александра
Македонского, т.е. в VII в. до н.э. Надежные сведения об учении Заратуштры дают только его
стихотворные проповеди, так называемые «Гаты». Из них видно, что Заратуштра
осуждал трату (особенно иранцами-кочевниками) жизненно необходимого земледельцам
рогатого скота на жертвы дэвам, которых он почитал за ложных богов, почти нигде,
однако, не называя их по имени, и проповедовал почитание высшего бога творца,
Мазды Ахуры (позже он назывался Ахурамазда, Ормузд; ахура по-ирански — это то
же, что асура по-индоарийски, один из двух родов божеств)(Заратуштра по первый
поклонялся Ахуре Маздо: божество под этим именем почиталось, по-видимому, в
Иране гораздо раньше. Предполагают, что это прозвище («Премудрый ахура или
асура») прилагалось к тому богу, которого индоарийцы называли Варуной.). С
Ахурой Маздой, окруженным благими духами, олицетворяющими добродетели и в то же
время благие стихии мира: огонь, воду и плодородную землю, борется Ангхро Манью
(Ахриман), возглавляющий духов, олицетворяющих зло. Долг каждого верующего
земледельца — защищать скот (который имеет своего особого духа-покровителя),
возделывать землю, не осквернять добрые стихии, придерживаться добродетелей. и
тогда после смерти он войдет в рай Гаро-дмана, путь куда проходит по «мосту
душ», узкому, как топкий волос или как лезвие ножа. В конце веков придет потомок
Заратуштры, чудесный Спаситель, и Ангхро Манью будет побежден; впрочем, это
последнее верование, как и наказ верующим убивать вредных животных и насекомых и
выставлять трупы на съедение птицам во избежание осквернения стихий, было
введено, надо полагать, уже после Заратуштры. Как и другие вероучители
реформаторы древности, Заратуштра обращал главное внимание на
религиозно-философскую и нравственную проповедь, вследствие чего в дальнейшем и
оказалось возможным соединить более общепонятные элементы его учения со
старинными традиционными культами индоиранских богов. По той же причине и
позднейший зороастризм сохранял много черт самой первобытной обрядности.
В
конце своей долгой жизни Заратуштра погиб от рук бактрийских кочевников — хьяуна
(хионитов?), воевавших против царства Кави Виштаспы; погибло и само царство.
На
его месте, судя по преданиям позднейших времен, образовалось царство Бактрия на
среднем и верхнем течении Амударьи (столица Бактра, или Балх, была расположена
па территории совр. Афганистана). Это царство просуществовало до середины VI в.
до н.э., когда было завоевано мидянами и персами. Название Арьйошайана, или
Арьянам-Вайджо, стало либо полумифическим, либо (в форме «Ариана») общим
обозначением ряда стран, где жили арии. Бактрийское царство помнили лучше, и в
позднейшей легенде Виштаспу и его двор стали помещать в Балхе.
Но
ученики и последователи Заратуштры остались. Правда, воспоминания о точном
содержании его учения были смутными, и к Заратуштре возводили довольно различные
и взаимно противоречивые верования. «Гаты» Заратуштры и другие произведения
зороастризма лет пятьсот сохранялись устно. Позже в священную книгу «Авесту»
вошли и гимны богам — Митре, богу договоров, Анахите, богипе рек и плодородия,
священному (хотя и запрещавшемуся самим Заратуштрой) напитку хаоме (соме
индийцев) и т.д. Эти гимны («Яшты»), вероятно, были сочинены еще задолго до
Заратуштры, но их нашли возможным включить в «Авесту» по той причине, что
вероучитель в своих стихотворных проповедях оставил ниспровергаемых злых дэвов
безымянными. Далее, в «Авесту» вошли «Ясна» и «Виспрат» — молитвенно-ритуальные
тексты: в составе «Ясны» сохранились и «Гаты» Заратуштры; и, наконец, «Видевдат»
— книга обрядовых запретов и религиозных кар и штрафов за их нарушения, явно
более поздняя, чем время Заратуштры, но все же вряд ли моложе VI в. до н.э. Были
в «Авесте» и другие книги, но они не сохранились— из них известны лишь цитаты в
поздних правовых и других сочинениях да названия в общем оглавлении «Авесты»,
восходящем к IV—VI вв. н.э. Видимо, вскоре после гибели учителя часть его учеников
переселилась в Западный Иран — в Мидию, где обратила в свою веру одно из
мидийских племен — магов. Впоследствии «маг» стало синонимом понятия
«зороастрийский жрец». Здесь, в Мидии VII в. до н.э., как мы увидим в следующей
книге, учение Заратуштры в толковании магов стало первой в мире официальной
государственной религией. Мидяне и персы поселились на запада и юге Иранского
нагорья не позже IX в. до н.э., но и ранее того находились в тесном общении с
более древними автохтонными цивилизациями. Так, персы заняли Аншан — прежде
важную часть Элама. По
всему западному и центральному Иранскому нагорью на рубеже II и I тысячелетий до
н.э. существовала культура городов-крепостей. Именно с этими городскими
культурами столкнулись здесь ассирийские завоеватели в IX—VII вв. до
н.э. Источник: http://konan.3dn.ru/publ/63-1-0-592 | |
Просмотров: 989 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |