Воскресенье, 20.07.2025, 07:11
Приветствую Вас Пришелец

Каталог

Главная » Статьи » Статьи » Архитектура и Искусство

Персидская мифология

В начале вселенной было лишь бесконечное время - Зерван Акарана. И в нем пребывали: Ахура Мазда - Благой Бог, наверху, над пустотой, озаренный бесконечным, непостижимым светом и Ангхро Майнью - Дух Зла, в глубинах тьмы.

         Всеведущий Ахура Мазда, зная о грядущей борьбе со злом, начал создавать свое небесное воинство. Прежде всего, он сотворил семь Амеша Спента или ахуров - Бессмертных Святых (подобных христианским архангелам). Это:

– Спента Майнью ("Святой Дух", символы мирт и белый жасмин), олицетворяющий творческую мысль и благость;

                                           Воху Мана ("Благая Мысль", символы мирт и желтый жасмин), покровитель домашнего скота;

                                           Аша Вахишта ("Лучшая Истина", символ мышиный горошек), покровитель стихии огня;

                                           Хшатра Вайрья ("Благое Царствование", символ королевский базилик), покровитель металлов и неба;

                                           Спента Армайти - ("Святое Благочестие", символ мускусная роза), покровительница Земли;

                                           Хаурватат ("Целостность, Здоровье", символ лилия), покровитель вод;

                                           Амертат ("Бессмертие"), покровитель растений.

 

Ахура Мазда сотворил богов-язатов ("достойных почитания"):

                                           Аши ("Благая"), душа Атара - огня;

                                           Вертрагна, бог победы (символ сокол);

                                           Хварна, благая харизма (символы нимб или баран);

                                           Митра, хранитель клятвы и верности договору; символы всадник на золотой колеснице, конь, фиалка;

                                           Хаома, воплощение ритуального напитка (аналог индийского Сомы и славянского Хмеля);

                                           Ардвисура Анахита, богиня воды и плодородия в образе прекрасной девушки;

                                           Геуш Урван, "Душа Быка";

                                           Вайю, бог ветра, в золотом шлеме и доспехах на колеснице;

                                           Хвархшайта, "Солнце Сияющее";

                                           Тиштрйя, божество звезды Сириуса и повелитель дождя, символ белый конь.

 

 

Изображение всадника имеет единые черты с типом фракийского героя. И здесь мы подходим к проблеме митраизма. Образ Митры своими корнями восходит ко времени индоиранского единства. В ведийских гимнах его имя упоминается обычно рядом с Варуной. При этом, как пишет Топоров "...Варуна больше связан с природным, чем социальным, с ночью, луной, с дальним, с тайным и магией.” (Мифы народов мира, 1998. т. 1, с. 217). "Исходным пунктом в выяснении мифологической предыстории образа Митры следует считать наличие пары соответствующих божеств в иранской и индийской традициях: Митра - Ахурамазда в "Авесте” и Митра - Варуна в "Ригведе”. В этой паре <...> Ахурамазда (соответственно Варуна), видимо, моделировал в индоиранский период в основном космологические элементы вселенной, а Митра, очевидно, ведал социальной организацией людей и соответственно, устройством "человеческой” вселенной, осуществлял медиационную (посредническую) функцию между верхом и низом, небом и землей, внешним и внутренним пространством, божественным и человеческим. (Мифы народов мира, 1998. т. 2,  с. 156). Соотношение: Варуна/Ахура Мазда - Митра можно трактовать как вариант пары: Бог Земных Сил - Культурный Герой. В пользу данного предположения говорит и связь Митры с солнцем, и само его имя, которое, по словам В. Н. Топорова, "восходит к индоевропейскому корню mi-: mei-, имеющему отношение к обозначению идеи посредничества, взаимности, обмена (и меры), закономерности, согласия, состояния мира, дружбы, симпатии.” (Мифы народов мира, 1998. Т, 2, с. 154). В качестве медиатора Митра стоит рядом с такими образами, как Гермес/Меркурий и Один/Вотан. Пара Варуна - Митра напоминает аналогичную Цернунн - Смертриус. Не удивляет и ассимиляция Митрой некоторых темных черт Варуны - образы Культурного Героя и Бога Земных Сил не всегда четко разграничимы (то же самое, например, можно сказать и об Одине, ассимилировавшем некоторые черты Фрейра). Важнейший сюжет, связанный с данным божеством - ритуальное убийство Митрой первого быка, из тела которого произошли все полезные растения. Это напрямую соотносимо с эддическим преданием о том, как Один убил исполина Имира и корову Аудумлу и упорядочил мир. В зороастрийской мифологии данный сюжет оказался искаженным (быка там убивают демоны). Самим Заратуштрой культ Митры был отвергнут в пользу строгого монотеизма Ахура Мазды. Однако постепенно почитание Митры восстанавливается. При поздних Ахеменидах он считается покровителем царской власти. Более того, в период парфянской династии, вокруг данного образа формируется новая религия - митраизм, где Митра наделяется функциями Ахура Мазды и мыслится как верховный бог добра и света. Римские солдаты восприняли этот культ во время походов Помпея и занесли его в Рим. Новая религия исповедывалась в римских провинциях от Рейна до Евфрата. Митра представлялся "Непобедимым солнцем”, отождествляясь с Аполлоном и Гелиосом. Но особенной силы его культ достиг во Фракии и Иллирии. Вероятно, причиной этого была схожесть образов Митры и Героя - их любимого бога. Митра известен как "дающий жизнь”, "дающий сыновей”, распределитель стад. Инкарнацией Митры считался белый конь - а ведь фракийский Герой представлялся всадником на белом коне. Митра "обеспечивает домами, женщинами, колесницами (10 30), богатством, счастьем, телесным здоровьем, комфортом, потомством (10 108).” (Мифы народов мира, 1998. т. 2, с. 156). Насколько это сходно с концепцией Героя в древнефракийской религии! И, возможно, не случайно обращают на себя внимание митраистские черты некоторых сцен на котле из Гундеструпа (жертвоприношение быков), приписываемом кельто-фракийским мастерам. Парадоксальным образом, божество, приносящее в жертву быка, само ассоциируется с быком (вспомним рогатого Одина). Во времена империи "...Митра изображался в виде человека с головой быка или в виде юноши, убивающего быка” (Рак, 1998, 490). Так, древний - крито-минойский и новый - митраистский архетипические сюжеты жертвоприношений быка сливаются воедино.

А Дух Зла тем временем ничего не ведал об Ахура Мазде. Но вот, через три тысячи лет, он поднялся из глубин тьмы навстречу источнику света. Благой Бог предложил Ангхро Майнью избавить его от жажды зла. Но тот отказался принять Истину, желая завладеть миром. Тогда Ахура Мазда произнес священные слова и Ангхро Майнью низвергся обратно во тьму и пребывал там еще три тысячи лет.

Но теперь Дух Зла готовился к битве. Не умея создавать ничего нового, ибо зло бездарно ("дьявол - обезьяна бога"), он кощунственно копировал творения Ахура Мазды. В черной преисподней, Ангхро Майнью породил мерзкие исчадия - дэвов, которые должны были противостоять ахурам: Ака Ману ("Злая мысль"), Друдж ("Ложь"), Айшма ("Ярость") - вдохновитель будущих набегов кочевников), Индра, Нахатья и множество других. Кроме дэвов, Дух Зла наплодил и демонических существ женского пола - паирика. (В древности их представляли в виде безобразных мышей, лягушек и т.д., но впоследствии, паирика начали трактоваться как коварные чародейки, то старухи, то красавицы. На окраинах Ирана их почитание, под именем "пери", вместе с дэвами продолжалось довольно долго. В Новое время образ "пери" вошел в европейскую романтическую литературу).

А Ахура Мазда творил материальный мир на месте пустоты. Он сделал небо в форме яйца, из сверкающего металла; звезды; землю, окруженную водами, точно яичный желток в середине яйца; светила в небе; растения; Первозданного Быка и Первого Человека - Гайомарта.

 

Согласно зороастрийским источникам, "...Гайомарт сиял как солнце, а первозданный Бык был белым и сияющим, как Луна...” (Рак, 1998, 467). Солярные черты прослеживаются во многих персонификациях Культурного Героя (хотя они обычно прямо и не отождествляются с солнцем): индийский Вивасват, прародитель смертных на земле (отец Ямы и Ману), позже ставший солнечным  богом; иранский Вивахвант (отец Йимы); греческий Аполлон; славянский Даждьбог; кельтские Луг, Беленус и др. В связи с этим уместно вспомнить солнечного оленя Ариэля Голана. В то же время воплощения Бога Земных Сил содержат лунную символику. Луна трактовалась как два рога быка, она же считалась источником плодородия (бытовало поверье, что трава растет при луне). На Ближнем Востоке во время лунного затмения говорили: "лев терзает быка”. В Ригведе индийский бог луны Сома часто характеризуется эпитетом "бык”, он же иногда называется "судьей мертвых” (некоторое посягательство на прерогативы Ямы). Сома является богом одноименного ритуального опьяняющего напитка, что роднит его и с Дионисом.

 

Дэвы и паирика, зная о благом материальном мире, горели желанием обезобразить его. Но Ангхро Майнью долго не решался вторгнуться на землю, пораженный величием Гайомарта. Однако, в конце концов, он поддался уговорам своей дочери, блудницы Джех. Кончилась эра Творения, наступила эра Смешения добра и зла.

Разбив небесную сферу, Дух Зла ворвался в мир, а за ним хлынули полчища дэвов и паирика. Созданные Ангхро Майнью кометы, метеоры и планеты внесли хаос в мир, нарушая упорядоченность движения звезд. А на землю хлынули мириады храфстра - вредных животных (волков, крыс, змей, ящериц, скорпионов и пр.).

 

Здесь мы видим издержки дуалистического мировоззрения, желания видеть мир идеальным и упорядоченным, а во всяком отклонении - стремление видеть бесовские козни. Чрезмерная требовательность к миру.

В центре мира стоит Хара Березайти (гора Березань русских заговоров). Мир омывается океаном Ворукаша. Посреди этого океана находится остров, на котором растет Хаома. Десять тысяч дэвовских ящериц пытаются похитить священное древо, но рыба Кар плавает вокруг острова и охраняет Хаому. Рядом растет Древо Всех Семян. На нем живет Сенмурв - крылатый пес, покрытый рыбьей чешуей. Он рассеивает семена, а волшебная птица семена собирает и относит туда, где Тиштрйя пьет воду. Тиштрйя выпивает воду вместе с семенами и проливает ее дождем на весь мир.

 

Говоря о божествах плодородия нельзя не упомянуть и частых изображений в древнерусском ювелирном искусстве крылатого пса, связанного с побегами и корнями растений. Рыбаков отождествил его с Симарглом, упоминаемым среди изваяний языческих богов, поставленных князем Владимиром в Киеве. Ученый, вслед за К. В. Тревер сопоставляет данное имя с новоперсидским Симургом, царем птиц и его прообразами: среднеперсидским Сэнмурвом и авестийским Саэно Мервхго. (Тревер, 1933). Сэнмурва персы представляли крылатым псом, покрытым рыбьей чешуей, обитающим на Древе Всех Семян. Это воскрешает в памяти крито-минойских и микенских волкоподобных гениев плодородия, прислуживающих Великой Богине. А отсюда возникает вопрос, в каком отношении данные образы находятся по оотношению к человеко-волкам вендельского  периода, уже рассмотренных нами. (Упомянутые человеко-волки не только носят оружие и атакуют "танцующих воинов”, но и грызут некий колос, держа его в руках-лапах). Можно ли связать мирного и дружественного Сэнмурва с убийцей Одина Фенриром? Известно, что в представлениях зороастрийцев существовало резкое разделение между благой собакой и демоническим волком. Но не является ли это последствием расщепления некогда единого образа? Какая мифологическая трагедия стояла за подобным разделением? Вопрос остается открытым.

 

Когда умер Первобык, из его останков произошли бык, корова и все полезные животные, а также злаки и другие полезные растения. А из останков Гайомарта вырос куст ревеня, состоящий из двух сросшихся частей. То была первая человеческая пара, мужчина и женщина: Машйф и Машйон. После они разъединились.

Вначале первые люди обладали добродетелью, но постепенно в из сердца стало проникать зло. И от каждого их неправого деяния возрастала сила дэвов.

 

Своих первенцев они съели. Тогда, Ахура Мазда вложил в их души родительскую любовь. От Машйа и Машйон произошли все населяющие землю народы.

 

В то время люди поклонялись дэвам, думая, что те создали их и весь мир. Правили народами тираны-кавии и колдуны карапаны. Но были и праведные цари. Чудесные свойства хаомы открыл Вивахвант, первым выжавший сок этого растения. У него родились сыновья: Тахма-Урупи, Йима, Спитьюра.


Тахма-Урупи судьба послала сияющую Хварну. Он стал почитать Ахура Мазде и объявил войну дэвам. Доблестный Тахма-Урупи разбил дэвовской воинство и самого Ангхро-Майнью, заставил его принять облик черной лошади, на которой тридцать лет ездил верхом. Однако, Дух Зла выведав у жены героя, что тотбоится единственной вещи на свете - высоты. Затем Ангхро Майнья поскакал на высочайшую гору Хара Березайти и, когда у Тухма-Урупи закружилась голова, сбросил его и сожрал.


Следующим царем стал блистательный Йима, которому Ахура Мазда даровал золотые рог и кнут, а Ардвисура Анахита удачу в делах. Люди под его властью не знали болезней и смерти. Когда земля переполнялась народами, Йима ласково проводил по ней кнутом и трубил в рог, и она растягивалась и раздавалась вширь.

Но вот наступили лютые зимы с севера. И Йима, по повелению Творца, построил Вару - ограду размером в лошадиный бег на все стороны. В ней было много отделений, где укрылись люди и благие животные. А когда мороз прекратился, они вновь населили землю.


Царствование Йимы продолжалось шестьсот лет. То был подлинный золотой век. Но вот герой возгордился, и не принял истинную веру, предложенную ему Ахура Маздой. Совершил он и другие грехи, сочтя себя за бога. Ослепительная Хварна покинула его тогда. И зло вновь проникло в мир.


Некая женщина, из рода царя, родила от дэва сына - трехглавого дракона Ажи Дахаку. Дракон пришел на берег океана, принес жертвы Ардвисуре Анахите, моля даровать ему такую удачу, чтобы можно было обезлюдить всю землю. Разумеется, богиня отвергла посулы Ажи Дахаки. Но зато Ангхро Майнья дал великую силу и власть трехглавому змею.

С помощью предателя Спитьюры, Ажи Дахака сверг Йиму с престола и завладел властью. Сестер царя, красавиц Арнавак и Сахнавак он взял в жены. Сам же Йима, еще сто лет скрывался от Ажи Дахаки и Спитьюры. Но злодеи выследили его в стране Чин (Китай), схватили и распилили заживо острозубой пилой.

Дракон пытался захватить Хварну. Но против него выступил Атар (огонь). Тогда Хварна улетела и укрылась на дне океана Ворукаша.

Правление дракона продолжалось тысячу лет. Но вот, потомок Йимы, вторым после Вивахванта выжал сок Хаомы. У него родился сын - Траэтаона, которому суждено было низвергнуть власть змея.

Траэтаона был вскормлен на чудесном лугу молоком волшебной коровы Бермайе, разноцветной как оперение павлина (позже ее убили слуги Ажи Дахаки). Когда герою исполнилось пятнадцать лет, он заручился покровительством ахуров и язатов, а с небес к нему слетела Хварна.

Получив великую силу, Траэтаона сразился с Ажи Дахакой, и победил его, но убить не смог. Герой сковал дракона цепями в жерле вулкана Демавенд. Там и поныне Ажи Дахака ожидает конца света. И когда злодей ревет, вулкан извергает потоки лавы.

 

Согласно "Шахнамэ", Ажи Дахака это Заххак - царь, у которого из плеч росли две змеи. Их надо было кормить человеческим мозгом, и, каждый день стража хватала и обезглавливала двух юношей.

По версии Шахнаме, восстание поднял кузнец Кавэ, семнадцать из восемнадцати сыновей которого были схвачены для прокорма змей Заххака. Кавэ прикрепил свой кузнечный фартук к древку копья и под таким знаменем привел повстанцев к Фаридуну (Траэтаоне). Это знамя потом персидские цари расшили золотом, усыпали драгоценными камнями и сделали священным стягом державы.

 

В награду за свой подвиг, Фаридун (Траэтаона) получил царство и красавиц Арнавак и Сахнавак в жены. Правление героя длилось пятьсот лет. Когда Фаридун состарился, он решил разделить мир между тремя своими сыновьями. Сельму был завещан запад (Рум - Средиземноморье), Туре север и восток (Туран - степи, население которых стало называться отныне туранцами и Чин - Китай). Младшему, любимому Ираджу Фаридун подарил лучшие (с точки зрения персов) земли - Иран и Арабистан. Старшие братья позавидовали Ираджу и убили его. Сын последнего, Манушчихр отомстил за отца, покарав злодеев. Тогда, преемник Тура,  злейший из туранцев Афрасиаб пошел войной на Иран.

 

Здесь уместно вспомнить, что среднеперсидское "Фаридун” в более древней авестийскойтрадиции звучало как "Траэтаона”. А в первой геродотовой версии генеалогической легенды прародителем скифов был Таргитай. К тому же, греки могли исказить произношение скифского имени, которое в оригинале вероятно было более похоже на "Траэтаона”.

Авестийский Траэтаона весьма близок к ведийскому Трите. (При этом в "Авесте” есть и собственный Трита - вследствии расщепления некогда единого образа. Этот Трита был великим целителем, изгнавшим из мира недуги. Он третьим выжал золотой сок хаомы - священного растения и у него родился могучий сын Керсаспа, "палиценосец”, победивший множество драконов и демонов (И. Рак, Зороастрийская мифология, 1998, 214 - 215). Ведийский же Трита древнее. Отдельные обрывки мифов дают интересные сведения об этом загадочном индийском божестве. Вот Трита, находясь на дне глубокого колодца, взывает о помощи. Или он берет на себя вину за убийство Индрой трехголового дракона Вишварупы. Полагают, что в более раннем варианте Вишварупу сразил сам Трита. Этому образу близок древнегреческий Тритон и особенно герой русских сказок Иван Третий (Иван Третьяк, Иван Водович), который победив трехглавого змея, оказывается в колодце - "ином мире” по вине братьев. (Мифы народов мира, 1998. т. 1, 530 - 531). Третий побеждает тройственного - древняя индоевропейская мифологема. Она многое добавляет в нашем понимании мифологии Культурного Героя.

 

Трита был третьим человеком, который выжал золотой сок Хаомы. От этого жертвоприношения у него родился могучий сын - Керсаспа. В те времена вновь небывало расплодилось зло.


Первым подвигом Керсаспы была победа над змеем Сэрвара, "людей глотавшим, коней глотавшим, полного яда желтого". Богатырь целый день ездил по пустыне, не видя змея. Когда же он сделал привал и развел костер, кипяток из костра расплескался и земля заколебалась. Оказывается, Керсаспа ездил по спине змея. Чудище взвилось от боли, и богатырь снес ему башку своей бычьеголовой палицей.

 

Со следующим врагом - дэвом Гандарвой, стремившимся уничтожить "вещественный мир праведности", Керсаспа бился врукопашную и одержал победу на берегу океана Ворукаша.

Но страшнее всех был великан Снавидка, рогатый и камнерукий, "с ногами роговыми". Этот Снавидка говорил, что пока он еще малолетка, а как войдет в полную силу, то совлечет с небес Спента Майнью, а из преисподней вытащит Ангхро Майнью, запряжет их в свою колесницу и заставит везти себя, "если только, мужественный Керсаспа не убьет меня". Но и Снавидку мужественный Керсаспа сумел поразить, как раз перед подъемом его исполинской силы.

Затем богатырь убил чудовищного водяного волка Капуда и птицу Камак, застилавшую крыльями солнце. Семь дней и ночей Керсаспа расстреливал эту птицу из лука, пока не сразил ее.

Шахнаме сообщает, что у Керсаспы, которого она именует Сам, был сын Заль, родившийся седым. Опасаясь, что это дурной знак, отец бросил ребенка в горах. Там Заля нашел и воспитал в своем гнезде Симург - царь птиц.Позднее Заль женился на Рудабе, дочери царя Кабула, потомка Заххака (этому посвящена знаменитая поэма "Заль и Рудаба"). "У внучки дракона сын птицы жених. Какой же наследник родится у них?" От этого союза родился великий богатырь Рустам.

Несмотря на свои подвиги, Керсаспа впал в страшный грех. Однажды он готовил себе пищу, и, недовольный тем, что огонь медленно разгорается, затушил его палицей. Ахура Мазда покинул его за это, (огонь есть величайшая святыня для зороастрийцев). Керсаспу околдовала в пустыне и погрузила в вечный сон паирика Хнафаити.

 Персидская мифология 6. Кей Кавус, Франграсйан (Афрасиаб), Рустам и Сухраб, Сиявуш, Кей Хосров.

Франграсйан возглавил поход кочевников, разбил войско иранского царя и захватил власть в Иране. Подобно Ажи Дахаке, он пытался завладеть Хварной, и даже нырял в океан Ворукаша. Но божественная Хварна отступала. (По некоторым данным, Франграсйан все-таки завладел сияющим ореолом. В Средней Азии его почитали как мифического царя и героя).

Манушчихр, с помощью Сама (Керсаспы) возобновил борьбу с захватчиками. В конце концов, стороны заключили соглашение. Искуснейший иранский лучник должен был выпустить стрелу с высокой горы и там, где она упадет, будет проходить граница Ирана. Лучший стрелок изо всех сил натягивает тетиву и стреляет. Стрела летит далеко на север. А благородный юноша падает мертвым, вложим все силы в свой выстрел.


После Манушчихра правили еще несколько царей. Последний из них не оставил наследников. И тогда божественная Хварна осенила Кави Кавату, основавшего новую династию Кейянидов (по Шахнаме богатырь Рустам находит Кей Кубада, потомка Фаридуна на горе Албурз (Хара Березайти).

Одним из знаменитых царей новой династии был Кави Усан (Кей Кавус). Он сокрушил множество дэвов и построил на Хара Березайти. Семь волшебных дворцов - один из золота, два из серебра, два из стали и два из хрусталя, возвращающих молодость.

Согласно Шахнаме, верховный дэв Айшма нашептал царю лживые мысли и внушил гордыню. Кей Кавус решил живым вознестись на небо. Он вырастил в неволе орлят, велел привязать их к своему престолу, а над головами повесить куски мяса. Голодные орлы устремляются ввысь, но выбиваются из сил и царь низвергается ввысь. Его находит и спасает Рустам.

В средневековой Руси была популярна книжная легенда о том, как Александр Македонский вознесся на небо на чудесных орлах или грифонах. Она запечатлена в декоре Дмитриевского собора во Владимире, на щитке диадемы 12 в., на русских вышивках. Всюду показан юноша в короне, на колеснице запряженной птицами или грифонами. По мнению Рыбакова именем легендарного царя здесь прикрыто изображение Даждьбога.


 

Затем, под видом бродячего певца, во дворец приходит дэв, и рассказывает о богатствах Мазендарана - страны, населенной лютыми дэвами. Кей Кавус вторгается туда, но против его войска выступает могущественный Белый Дэв. В образе тучи Белый Дэв закрывает солнце. Две трети иранских воинов слепнут, сам царь попадает  в плен. Кей Кавуса опять выручает Рустам, поражающий Белого Дэва и разрушающий его город.

 

Во время одного из походов Рустама в Туран, у дочери местного царя рождается от него сын Сухраб. Он растет, не зная отца, и, достигнув пятнадцатилетия, решает свергнуть неправедного царя Кай Кавуса. Во главе туранских воинов, Сухраб идет войной на Иран, побеждая ввсех иранских богатырей. В решающем бою он сталкивается с Рустамом. Первые два столкновения заканчиваются победой Сухраба и Рустам лишь при помощи хитрости избегает гибели. В третьем поединке старый богатырь побеждает своего противника, смертельно раня его. По амулету Рустам узнает своего сына. Сухраб умирает на коленях отца.

Сыном Кей Кавуса был прекрасный и благородный Сиявуш, над которым тяготел злой рок. Мачеха царевича Судаба воспылала к царевичу нечестивой страстью, а когда тот отверг ее, оговорила перед царем. Но Сиявуш доказал свою невиновность.

Вскоре в Иран вновь вторгается Афрасиаб. Сиявуш выступает против него во главе войска. Убоявшись, владыка туранцев предлагает мир и выдает заложников. Сиявуш клянется в вечном мире. Однако Кей Кавус заложников казнит и начинает новую войну. Тогда Сиявуш уходит в добровольное изгнание в Туран. Афрасиаб высоко ценит его, разрешает построить город крепость Канг, даже выдает за царевича свою дочь Ференгис и собирается сделать своим наследником. Но, снедаемый завистью брат Афрасиаба оговаривает Сиявуша перед туранским владыкой. Царевич погибает. Ференгис же рождает сына от Сиявуша - Кей Хосрова (Кави Хаосрава).

Тем временем, Рустам открывает Кей Кавусу глаза на вероловство его жены. Судаба предается казни. Затем, мстя за Сиявуша, богатырь вторгается в Туран, загоняя Афрасиаба до моря Чин. (Акван-дэв). Сын Сиявуша приходит в Иран и раскаявшийся Кей Кавус передает внуку трон.

После коронации Хосров идет войной на Афрасиаба, побеждает его и обезглавливает. Некоторое время новый царь благополучно правит державой. Но сердце Кей Хосрова неспокойно,  ведь в жилах его течет кровь нечестивого Афрасиаба.

Шах оставляет престол своему двоюродному брату Лухраспу, и во главе своих богатырей удаляется в горы. Там Хосров навсегда исчезает, а его воины погибают во время снежной бури.

 



 



Источник: http://persian.km.ru/myths2.htm
Категория: Архитектура и Искусство | Добавил: Frizzy (08.08.2010)
Просмотров: 3412 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: