Понедельник, 28.07.2025, 12:34
Приветствую Вас Пришелец

Каталог

Главная » Статьи » Статьи » Архитектура и Искусство

Дворец Али-Капу в Исфагане
али-капу

С древних времен человек отображал в различных формах свой опыт, свои идеи, вкусы, идеалы, то, что мы называем сегодня искусством. Географические и времéнные условия играли большую роль в искусстве любого народа или племени, так же как и социальные, религиозные, экономические и политические факторы.

Если смотреть на искусство с этого угла зрения, то мы видим, что искусство каждого периода имеет свои особые формы и стили. Архитектура, живопись, литература, музыка и театр любого периода тесно переплетается с особенностями данного отрезка времени.

Исследователи считают, что одним из самых блестящих периодов расцвета искусства в послеисламском Иране была эпоха Сефевидов. Проявления Сефевидского искусства, прежде всего архитектуры, ярко наблюдаются в г. Исфагане, в центре Ирана. Исфаган, после того как сюда была перенесена столица из Казвина, прославился как один из самых красивых городов Востока. В этом городе по новому градостроительному плану стремительно возводились базары, дворцы, мечети, сады, мосты.

Династия Сефевидов правила в Иране с 1502 по 1736 гг. За это время практически все новые постройки облицовывались кафелем. Цветным и эмалированным кафелем покрыты такие здания, как мечеть шейха Лутфуллы, портик дворца Кейсария и мечеть имама на площади Накши-Джахан. Во всех этих сооружениях широко использовались квадратные кирпичи, известные как Хефт-ранг (Семь цветов). Красивой мозаикой и кафелем покрыты стены, купола, эйваны, арки и портики, а также минареты мечетей.

В эпоху Сефевидов было весьма развито сооружение больших портиков с лепными украшениям из гипса.

Для усиления безопасности государства в этот период в Исфагане были построены огромные, красивые и весьма укрепленные в фортификационном отношении дворце Али-Капу, Чехел-сутун, Хешт-бехешт и Талар-ашраф. Стены этих дворцов покрыты кафелем с изумительными оттенками, а также картинами, которые не оставляют безучастным ни одного зрителя.

Потолок и некоторые стены в сефевидских дворцах зачастую покрыты инкрустированным деревом. Инкрустация в зданиях, за исключением мечетей и религиозных сооружений, содержит оригинальные сцены и пейзажи природы, жизни человека и зверей, которые покрыты защитным лаком. Оригинальные живописные картины в иранском стиле покрывают двери, стены, потолки многих внутренних помещений в зданиях.

Дворец Али-Капу представляет собой здание, сооруженное на западной стороне площади Нашки-Джахан, напротив мечети Шейха Лутфуллы.

Эта постройка считается одним из главных шедевров иранской архитектуры и снискала мировую славу. Дворец был построен в 1644 году по приказу царя Аббаса Первого. Этот дворец служил своеобразными центральными воротами, через которые можно было попасть в другие дворцы, построенные вблизи площади Накши-Джахан. Али-Капу в переводе с тюркского означает «высокие ворота».

Через портик дворца, сделанный целиком из камня, можно попасть в дворец и через две лестницы подняться на верхние этажи. В дворце Али-Капу всего семь этажей, каждый из которых славится своими особыми украшениями. На цокольном этаже расположены два зала, в которых вершились административные и судебные дела. На третьем этаже находится огромный эйван или веранда, окруженный 18 колоннами. Посреди эйвана расположен красивый пруд, выложенный из мрамора.

Помимо всего прочего, особую славу этому дворцу принесли лепные украшения на седьмом этаже – работа известного мастера Резы Аббаси, где находится «музыкальная комната».

В этой части можно также увидеть лепные украшения в форме чаши и хрустальных изделий, что говорит о высочайшем уровне мастерства.

Али-Капу возвышается на 48 метров, и доступ на верхние этажи обеспечивается двумя лестницами по обеим сторонам дворца. История свидетельствует, что цари из династии Сефевидов большую часть времени проводили на эйване, откуда они наблюдали специальные церемонии по праздникам, парад войск или матчи конного поло, которые проводили на площади Накши-Джахан.

али-капу

Неподалеку от Али-Капу посреди живописного сада расположен дворец Хашт-бехешт (восемь раев). Здание было построено в 1669 году при царе Сулеймане и в свое время считалось самым красивым дворцом в мире. Огромный сад, в котором находится дворец, в настоящее время превращен в общественный сад для посещения. Однако дворец Хешт-бехешт по-прежнему остается «жемчужиной» иранского архитектурного искусства.

Это двухэтажное здание с прекрасными арками и многочисленными украшениями, спроектированными в четырех разделах. Центральный эйван обращен лицом на север, однако все помещения покрыты одним единым сводом. Потолок покрыт неподражаемыми лепными украшениями из гипса. Эти украшения покрывают также живописные картины. На втором этаже красота здания преумножается несколькими арками и решетчатыми окнами из дерева. Многочисленные коридоры второго этажа также отличаются особенными украшениями. В помещениях имеются небольшие пруды и даже стенные камины. Стены покрыты искусно облицованными зеркалами. Потолок помещений в дворце Хешт-бехешт покрыт великолепной мозаикой.

Особый интерес в этом дворце вызывает сообщение между различными помещениями. Специфичные коридоры, несмотря на все многообразие, придают зданию цельную картину. Так что все планировка пола, прудов и прочих элементов базируется на цифре 8.

Известный французский археолог Андрэ Годар говорит: «Дворец Хешт-бехешт содержит зал, открытый с двух сторон, по четырем сторонам которого расположены четыре здания. Этот дворец по-прежнему сохраняют свою оригинальную планировку и отличается архитектурным изяществом».

Еще один дворец, построенный в Исфагане при Сефевидах, называет Чехел-сутун (Сорок колонн). Одноименный сад, посреди которого расположен дворец, имеет площадь 67 тысяч квадратных метров. Дворец разбит в плане на две части. По одну сторону располагается зал с двадцатью колоннами, возвышающийся на помосте, отражение которого можно видеть в центральном пруде. Поэтому этот зал называются Чехел-сутун. Плоский потолок, покрытый зеркалами, несут деревянные колонны, каждая из которых представляет собой ствол чинара.

Во второй части дворца в северо-южном направлении протянулся зал с арочным сводом. В этом зале воссоздан архитектурный стиль Сасанидов, стены покрыты сценами придворной жизни сефевидских царей.

Дворец Чехел-сутун отличается, в первую очередь, великолепной позолотой шахского зала. По четырем сторонам центрального пруда размещены четыре каменных льва, изящество которых свидетельствует о высоком уровне мастерства иранских каменотесов.

Английский исследователь Хилленбренд по поводу архитектуры сефевидских дворцов в книге «Искусство Ирана пишет»: «В дворцах Сефевидов толщина стен существенно сократилась, и архитекторы предпочитали во внешнем и внутреннем фасадах устраивать большие окна, округлые полки и ниши, многочисленные колонны. Внутренние стены также отличаются обилием полок, часто сооружались фальш-потолки и арки с карнизами»

Далее он описывает влияние иранской природы на архитектуру дворцов и отмечает: «В большинстве этих дворцов окружающая природа как бы проникает внутрь здания и тесно переплетается с его внутренним убранством. Атмосферу нахождения на природе также воссоздают многочисленные кафельные узоры и картины со сценами охоты и развлечений в садах. Ни в одну эпоху в Иране, как при Сефевидах, не было столь широкого применения древесины в архитектуре строений».

 



Источник: http://www.tebyan.net/index.aspx?pid=132734
Категория: Архитектура и Искусство | Добавил: Frizzy (04.08.2010)
Просмотров: 1414 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: